Все о последнем законе о тахографах

    24.04.2015

    В последнее время профессиональное автомобильное сообщество говорит о тахографах всё больше: 1 апреля был последний дедлайн, в соответствии с которым тахографами должна быть оснащена ещё…

    В последнее время профессиональное автомобильное сообщество говорит о тахографах всё больше: 1 апреля был последний дедлайн, в соответствии с которым тахографами должна быть оснащена ещё одна категория транспорта.

    Почему установка тахографов стала обязательной?

    Говорить об этом на федеральном уровне начали 20 лет назад – в 1995 году был принят Закон «О безопасности дорожного движения». В тексте были прописаны требования непрерывной (и некорректируемой!) фиксации о маршруте передвижения, скоростном режиме, о режиме труда и отдыха водителя.

    При использовании тахографов количество ДТП уменьшается в среднем на 22% – такова статистика по Европе. Счёт идёт на тысячи жизней – так, в России в прошлом году в авариях погибли более 26 тыс. человек. Наличие тахографа в том числе позволяет избежать подобных потерь: прибор был разработан для контроля режима труда и отдыха водителя.

    Какие законы регламентируют установку и использование тахографов?

    Законодательных актов, регламентирующих установку и работу тахографа, существует больше десятка. Здесь мы даём краткую характеристику основных документов и выделяем самые важные.

    Первым законодательным актом, касающимся тахографов, стал ФЗ N 196 – он был принят в 1995 году. Как уже было сказано, закон обозначил требования непрерывной фиксации о маршруте передвижения, скоростном режиме, о режиме труда и отдыха водителя. Позднее, в 2012 году, эта часть была дополнена Федеральным законом N 78-ФЗ .

    Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

    1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее – тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Собственно, правила использования, обслуживания и контроля тахографов были прописаны чуть раньше, в 2009 году, в Постановлении ? 720 Правительства РФ . Именно в этом документе названы требования к оборудованию:

    - подключение к работоспособному спидометру или одометру, с последующим опломбированием;
    - требование к опломбировке и метрологической поверке тахографа;
    - тахограф должен обеспечивать регистрацию: скоростного режима, пройденного расстояния, времени работы водителя и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения.

    В 2010 году вышло Постановление ? 706 Правительства РФ :

    п. 8.1. Транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Данное требование применяется в отношении указанных транспортных средств, находящихся в эксплуатации с 23 января 2012 года.

    Годом позже вышел Приказ Минтранса N 319 . Этот текст разработан во исполнение пункта 8.1 Постановления N 706. Ещё через пару лет этот приказ был отменён – на его место встал Приказ Минтранса N 273, о котором мы скажем ниже.

    23 января 2012 года тахограф стал обязательным к установке и применению при перевозке пассажиров и опасных грузов – в соответствии с .

    На сегодняшний день определяющими для отрасли являются следующие документы:

    Приказ Минтранса N 36 от 13 февраля 2013 г. – в тексте прописаны требования к оборудованию всех транспортных средств тахографами со встроенным средством криптографической защиты информации (СКЗИ);
    Приказ Минтранса N 273 от 21 августа 2013 г. – в тексте прописаны даты, к которым предприятия должны установить тахографы на определённые категории транспорта: М2, М3, N2, N3 (о них расскажем подробнее).
    Приказ Минтранса N 470 от 17 декабря 2013 г. – вносит изменения в приказ Минтранса N 36: даёт перечень транспортных средств, которым не требуется оснащение.

    Когда устанавливать тахографы?

    Что касается дат, до которых должна быть произведена установка тахографа с СКЗИ, здесь стоит отметить, что актуальной сейчас является одна: 1 января 2018 года.

    До этого времени необходимо оснастить тахографами некоторые виды транспорта, если они были оснащены иными тахографами раньше; транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, которые до 1 апреля 2014 года оснастили тахографами ЕСТР организации-изготовители; транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, которые до 11 марта 2014 года были оснащены тахографами, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N720.

    Остальные категории транспорта нужно было оснастить до 1 апреля 2015 года или в 2014 году. Сюда входят:

    - грузовые транспортные средства от 3,5 до 12 тонн, в том числе перевозящие опасные грузы,
    - пассажирские транспортные средства,
    - транспортные средства, предназначенные для междугородных перевозок,
    - грузовые авто с массой от 12 до 15 тонн, а также грузовики более 15 тонн.

    Тем не менее, установка тахографа на вышеперечисленные машины остаётся актуальной независимо от дат: в сентябре 2014 года в КоАП РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми на водителей и должностных лиц налагается штраф нарушение законодательства в отношении использования тахографов.

    Штрафы за нарушение законодательства

    В соответствии с ч. 1 ст. 11.23 КоАП штраф предусмотрен за управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. Штраф также взимается за нарушение установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации).

    Сумма штрафа составляет от 1000 до 3 000 рублей для граждан, от 5000 до 10 000 – для должностных лиц.

    Как выглядит процесс установки тахографа?

    Мастерская, в которой устанавливается тахограф, должна быть внесена в официальный реестр перечня о мастерских – это значит, что она прошла подготовку и аттестацию согласно всем требованиям законодательства РФ. Такая мастерская обеспечивает безопасность автотранспорта, с которым работает. Доказательством легальности работы является номер, присвоенный мастерской ФБУ «Росавтотранс». Например, номером мастерской «Омникомм-Сервис» является номер РФ 0705.

    Об установке мы расскажем на примере работы компании «Омникомм-Сервис».

    Во время первого этапа – монтажа – специалисты запитывают оборудование от аккумулятора, выводят GPS-антенну, подключают датчик скорости и спидометр. Соблюдение правильной последовательности подключения тахографа (датчик скорости – тахограф – спидометр) позволяет избежать ошибок в работе оборудования и, соответственно, штрафов за нарушение законодательства.

    Затем следует активация: специалисты вводят в память тахографа данные о конкретной марке, модели и госномере автомобиля, на который устанавливается прибор. До активации тахограф не даст правильных показаний скорости и пробега транспортного средства. После активации он становится действующим и выполняет все необходимые функции.

    Завершающим этапом установки тахографа является калибровка – измерение параметров транспортного средства: диаметра шин, давления в шинах, высоты протектора, числа оборотов колес, параметров скорости, показаний часов и др. – и настройка тахографа на измеренные величины. Именно после калибровки в оборудование вставляется карта водителя – и тахограф готов к использованию.

    Следует учитывать, что для работы тахографа необходимо иметь также карты водителя, которые фиксируют и сохраняют данных о периодах работы и отдыха водителей. Кроме того, потребуется карта предприятия, которая предназначена для загрузки, демонстрации, распечатки и блокировки данных цифрового тахографа о действиях владельца – чтобы ознакомиться с ними мог только владелец или пользователь автомобиля.

    Назад